Ирина
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Сайт про юмор и хобби
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Психология

Перейти вниз 
АвторСообщение
Ирина
Admin
Ирина


Сообщения : 82
Дата регистрации : 2009-02-16
Возраст : 35
Откуда : Казань

Психология Empty
СообщениеТема: Психология   Психология Icon_minitimeСр Фев 18, 2009 5:19 am

ПСИХОЛОГИЯ, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно, хотя и эклектически, уживаются друг с другом. Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.


ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философских рассуждений. То, что мы сейчас называем психологией, в действительности было частью философии. Некоторые понятия и проблемы, имеющие важные приложения в психологии, — относительное значение врожденного и приобретенного, изменчивость и стабильность человеческой личности, отношения разума и эмоций, природа мотивации, свобода и детерминизм в поведении человека, экзистенциальное значение и ценность личностной самореализации, взаимоотношения психики и тела, природа сознания и восприятия, значение снов — обсуждались ранее многими философами, начиная с древних греков, прежде всего Платоном и Аристотелем, а затем в трудах таких мыслителей, как Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм и Кант. Однако только в 19 в. общие рассуждения и манипуляции абстрактными понятиями уступили место гипотезам, проверяемым в эксперименте и принимаемым лишь на основании фактических доказательств.
Необходимые предпосылки для превращения психологии в научную дисциплину заложили английские философы эмпирической школы — Локк, Юм и Беркли, придававшие особое значение индивидуальному чувственному восприятию. Согласно их взглядам, чувственное восприятие ("впечатления") порождает "идеи", "ассоциации" которых являются основой "рассуждения". Отсюда следует, что сенсорный опыт — это первая существенная ступень в развитии сознания. Исходя из этих посылок, новая экспериментальная психология сосредоточила все внимание на вопросе о том, как формируются у человека представления о внешнем мире. Требовалось определить, при каких условиях сенсорная стимуляция приводит к появлению "идей", а также каковы механизмы ассоциации идей, обеспечивающие научение и запоминание.

Психология
[греч. psychê — душа, logos — слово, понятие, учение] — многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Современная П. представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Возможными основаниями классификации отраслей психологической науки могут служить: 1) норма и патология психики и личности человека; 2) виды конкретной деятельности; 3) развитие личности и психики человека и животных; 4) отношение человека (как субъекта развития и деятельности) к природе, обществу, где осуществляется его деятельность и развитие. Итак, первое основание — норма и патология в П. Сюда могут быть отнесены такие отрасли, как: общая П. (в традиционном ее понимании в качестве учения о психических процессах и состояниях психики и личности человека), психофизиология, психофизика, патопсихология, клиническая психология, психология здоровья и др. Второе основание классификации — психологические аспекты различных видов деятельности: педагогическая П., инженерная П., юридическая П., космическая П., военная П., спортивная П. и др. Третье основание — выделение отраслей П., основывающихся на принципе развития: возрастная П. (П. детского, подросткового, юношеского возрастов, П. зрелости, геронтология), психогенетика, зоопсихология (сравнительная П. развития психики человека и животных), этология и др. Четвертое основание классификации — взаимоотношения и взаимодействия человека, природы и общества: социальная П., П. личности (персонология), политическая П., экологическая П. и др. Т. о., видно, что для современной П. характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей П., которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви П. тяготеют к разным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т. д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация П. дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, "стыковка" П. со смежными науками (через инженерную П. — с техникой, через педагогическую П. — с дидактикой и т. д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной П. и П. труда.

История П. насчитывает не менее двух тысяч лет своего существования, на протяжении которых она развивалась главным образом в недрах философии и естествознания. Лишь постепенно, начиная с ХХ века, она выкристаллизовалась в самостоятельную науку. К концу ХХ в. складываются категориальные системы П. как ее общее методологическое основание и существенно возрастает ее значение в связи со все большей включенностью П. в различные виды практической деятельности. Это привело к значительному увеличению количества психологов, а также к широкому развитию сети психологических учреждений во всех цивилизованных странах. Вместе с тем необычайно велико число научных школ и теорий, объясняющих сущностные характеристики психики и личности человека, дополняющих друг друга и зачастую вступающих в противоречие друг с другом. Настоящий и последующие тома "Психологического лексикона" дают развернутую характеристику П. в ее важнейших обнаружениях.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://irina2009.forum2x2.ru
 
Психология
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ирина :: Общение :: Психология-
Перейти: